Бензиновые войны: Эпизод II

Бензиновые войны: Эпизод II

Так делают настоящий бензин

В первой серии "Бензиновых войн" мы много рассказывали о том, как делают "левый" бензин и почему он вреден для двигателя. Сегодня мы начнем с того, как делают настоящий, кондиционный бензин и какими способами контролируют его качество.

Чтобы получить бензин различных марок - А-76, Аи-92, Аи-95 и Аи-98 - нефтеперерабатывающие заводы смешивают компоненты, полученные в результате различных технологических процессов.

Перегонка нефти - первичный этап разделения нефти на основные фракции, основанный на различиях в температуре кипения отдельных составляющих. При перегонке получают бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо, газойль и т.д. Остаток после перегонки - мазут. Полученный бензин называется прямогонным и имеет октановое число по моторному методу от 56 до 64. Он используется в качестве сырья для дальнейшей переработки - в химической, строительной, текстильной, фармацевтической промышленности, а также в качестве составного компонента товарных бензинов.

Так называемые вторичные процессы служат для того, чтобы приблизить октановое число к требованиям товарного топлива. Процесс риформинга - каталитическая переработка природных бензиновых фракций нефти с помощью водорода под давлением в присутствии катализатора - делает бензин высокооктановым. Бензины каталитического риформинга содержат мало серы, в них практически отсутствуют олефины, и поэтому они стабильны при хранении. Главный недостаток - повышенное содержание ароматических углеводородов, вредных для окружающей среды.

Крекинг - процесс разложения углеводородов нефти на более простые - бывает термическим (разложение под действием температуры) и каталитическим (одновременно при высокой температуре и с помощью катализатора). В бензинах каталитического крекинга также немного серы, значительно меньше ароматики, чем в бензинах риформинга, но зато есть изрядная доля олефинов. Они менее стабильны при хранении.

В зависимости от марки автомобильные бензины готовят на базе бензинов прямой перегонки, каталитического риформинга и каталитического крекинга, продуктов алкилирования и т.д. В конечном смешении - компаундировании - используют 3-7 частей, в том числе различные присадки.

Все это в целом называется технологическим способом производства. Именно таким путем получают бензин на нефтеперерабатывающих заводах.

Так выявляют фальсификат

Традиционные методы исследований описаны в нескольких ГОСТах и применяются очень давно. Например, детонационную стойкость, т.е. октановое число, измеряют на специальном одноцилиндровом двигателе двумя способами: моторным (по ГОСТ 511-82) и исследовательским (по ГОСТ 8226-82). Моторный метод отличается от исследовательского повышенными оборотами работы этого двигателя и имитирует напряженные условия езды по городу, поэтому октановое число по моторному методу всегда ниже, чем по исследовательскому. Между прочим, моторный метод пришел к нам из-за океана, изобрела его американская фирма UNOCAL-76, которая начала первой производить хорошо знакомый нам 76-й бензин.

Помимо старых, так называемых гостовских методов, существуют и новые, уже зарегистрированные как "МВИ" и "СТБ" (то есть временные), но еще не внесенные в государственные стандарты. Эти методы предполагают использование специального прибора - хроматографа. Споры об их эффективности продолжаются. В частности, нет единого мнения о том, как лучше измерять октановое число: на моторной установке или с помощью хроматографа. Но если необходимо определить количественное содержание того или иного компонента, например, бензола - хроматограф незаменим.

Во многих случаях можно обойтись традиционными методами. Во-первых, большинство лабораторий в Беларуси - это лаборатории при нефтебазах. Они имеют дело с сертифицированным заводским бензином. Их задача не выявлять фальсифицированный бензин (с которым они почти никогда не сталкиваются), а контролировать правильность хранения и слива топлива в резервуары и бензовозы.

Во-вторых, сложно сфальсифицировать бензин так, чтобы он соответствовал всем условиям ГОСТа. Но даже если он удовлетворяет этим требованиям, фальсификат можно обнаружить при хранении. Специалисты рассказывают: когда бензин производится не технологическим путем, а смешением низкооктанового с добавками различных видов, он может быть нестабильным. Из-за этого октановое число бензина Аи-95 за считанные дни может снизиться с 95 до 90, а бензин Аи-92 при попадании в него воды расслаивается, и в прозрачной таре можно невооруженным глазом увидеть два слоя различной плотности.

Кстати, о бензоле. В старом советском ГОСТ 2084-77 содержание бензола не нормировалось. В новом ГОСТ 31077-2002 (действует с 1 сентября 2003 года) установлен порог - не более 5 процентов. Однако выполнить это требование на практике оказалось не так-то просто. Испытательные лаборатории, оснащенные современными газовыми хроматографами, можно пересчитать по пальцам. На Новополоцком и Мозырьском НПЗ они есть, но занимаются контролем собственного, заводского бензина. Нет ни одной аккредитованной лаборатории в структуре Госстандарта, потому анализы заказываются на стороне - например, в экспертно-криминалистическом центре МВД. В лабораториях областных подразделений концерна "Белнефтехим" хроматографов также нет, хотя в ближайшее время руководство планирует устранить эту проблему. Более того, на многих нефтебазах вообще нет лабораторий. А нефтебазы - это места хранения и слива бензина, где лаборатории должны быть в первую очередь. Неважно, легально он ввезен или нелегально - важно то, что нет структуры, которая осуществляет систематический, доскональный и, хотелось бы, независимый надзор за рынком нефтепродуктов.

Вот они - факты!

В последние месяцы проблемой некачественного автомобильного топлива вплотную занялся Комитет государственного контроля. В результате проверок приостановлено несколько лицензий, выданных частным операторам. "Белнефтехим" проводит масштабную кампанию по проверке собственных АЗС. Но это - как раз та работа, которая "на первый взгляд как будто не видна". А то, что можно увидеть невооруженным взглядом - в городе Минске появилось много заправок, закрытых "на ремонт".

В начале февраля мы попросили представителей Государственного экспертно-криминалистического центра МВД предоставить какие-нибудь цифры - результаты проверок. 20 февраля в редакцию пришло письмо, подписанное начальником управления информации и общественных связей МВД полковником милиции Геннадием Клепчей. Содержание письма оказалось весьма интересным. Цитируем по тексту:

"В октябре 2003 года в ГЭКЦ МВД Республики Беларусь были проведены исследования автомобильных бензинов на предмет соответствия нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ) по факту проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций, реализующих топливо на территории республики.

В результате проведенных исследований было предварительно установлено следующее:

  • из представленных тридцати четырех образцов двенадцать не соответствовали заявленной нормативно-технической документации по содержанию бензола (от 7 до 20 процентов объема), бензины марки Аи-92 и Аи-95 были изготовлены из бензина марки А-76 с добавлением пироконденсата гидростабилизированного;
  • два образца (Аи-92 и Аи-95) были изготовлены из дистиллята газового конденсата легкого и пироконденсата гидростабилизированного и не соответствовали нормативно-технической документации по значению октановых чисел, определенных по моторному и исследовательскому методам, и содержанию бензола;
  • из представленных тридцати четырех образцов тринадцать бензинов (Аи-92 и Аи-95) были изготовлены из бензина марки А-76 с добавлением N-метиланилина (от 0,3 до 2,5 процента объема) и метилтретбутилового эфира (от 11 до 20 процентов объема), но по основным показателям (октановое число, давление насыщенных паров и фракционный состав) соответствовали ТУ (ТУ 38001165-97, ТУ 38.401-58-176-96)."

Итак, из 34 образцов почти половина - явный фальсификат. Другая же половина, о которой говорится в последнем абзаце, - фальсификат скрытый.

Чтоб никто и не заметил

Нам удалось достать эти таинственные ТУ 38001165-97 и ТУ 38.401-58-176-96. Первые техусловия разработаны в России и касаются так называемых бензинов для экспорта, а вторые - бензинов с улучшенными экологическими свойствами. Так вот, ни одних, ни в других ТУ вообще ничего не сказано о допустимой концентрации метилтретбутилового эфира (МТБЭ) и N-метиланилина. Что касается ТУ 38001165-97, то здесь не нормируется даже содержание бензола, в отличие от нового ГОСТа. Но это не мешает производить и продавать бензин по таким техусловиям.

Белорусская законодательная система позволяет любым производителям обходить требования государственного стандарта. Топливо может производиться как по ГОСТу, так и по различным ТУ, которые регистрируются в Госстандарте только занесением в специальный реестр. Любая марка бензина (как по ГОСТ, так и по ТУ) перед запуском в производство должна проходить стендовые испытания. По идее, это дает определенную гарантию, что от использования такого топлива двигатель не пострадает. Чтобы разобраться с ситуацией вокруг ГОСТа и ТУ, мы обратились к специалистам.

Ирина НИКОЛАЕВА, начальник управления стандартизации Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации:

- Нельзя говорить о проблеме качества топлива в целом. Есть три разные проблемы, и их нужно четко разграничить.

Первая из них: есть недобросовестные производители, которые произвели бензин, не соответствующий ГОСТу, но выдают его за соответствующий. Но сам ГОСТ здесь совершенно ни при чем, и обсуждать эту тему мы не будем.

Вторая ситуация. Уровень требований к топливу в существующем ГОСТе достаточно низок. Олег Маханьков в вашей предыдущей статье говорит: разница между тем бензином, на который рассчитаны автомобили, и тем, который продается на заправках, очень велика. Мы согласны. Но это не значит, что стандарт плохой. Стандарт создается коллегиально. Для того чтобы его принять, необходимо консолидированное решение как тех, кто производит автомобили, так и тех, кто производит бензин.

По сравнению со старым стандартом в новом ГОСТе расширен пакет контролируемых параметров. Требования к бензину повысились. Причем это научно обоснованные требования и научно обоснованные методы исследований. Возможно, через пять-шесть лет появится новый ГОСТ. Но для этого должно быть консолидированное решение всех стран. Любое изменение должно иметь как научное, так и экономическое обоснование.

К тому же есть установленный порядок внесения изменений, и кандидату технических наук Олегу Маханькову он прекрасно известен. Мы готовы принимать любые предложения и направлять их разработчикам документа. В данном случае разработчиком является Технический комитет по стандартизации ТК 31 Всероссийского НИИ по переработке нефти. Но на сегодняшний день к нам не поступало официальных предложений по изменению уровня требований, которые занесены в ГОСТ. Мы не можем констатировать, что существуют какие-то претензии к существующему стандарту. И тем более не можем начинать процедуру внесения изменений. На каком основании мы начнем будоражить производителей? Заметьте, ГОСТ 31077-2002 - это межгосударственный стандарт, он действует в 7 странах, а это значительно усложняет дело.

Разработать перечень всех возможных добавок и внедрить его в ГОСТ - это невозможно. Более того, это не нужно. Иначе мы будем сдерживать развитие производственных технологий. Бензины с одинаковыми характеристиками можно получать различными способами. Промышленность использует множество добавок, их список постоянно расширяется, но каждую вновь разработанную необходимо будет внести в стандарт. Как это возможно? И если мы не сможем использовать государственный стандарт, значит, будет создан какой-то дополнительный документ. А любая дополнительная документация означает рост себестоимости продукции.

И, наконец, есть третья ситуация. Существуют совершенно иные марки бензинов, которые не предусмотрены ГОСТом, но востребованы рынком. Для того чтобы выпустить их в продажу, предусмотрен соответствующий документ - технические условия.

Технические условия - это экономическое соглашение между производителем и потребителем. Эти ТУ ориентированы на конкретные условия производства и реализации. Нельзя проводить параллель между государственным стандартом и ТУ. ГОСТ - это стандарт. Есть официальный орган, который поручился, что при разработке данного документа были соблюдены все процедуры, был достигнут консенсус между всеми заинтересованными сторонами. Технические условия не требуют консенсуса. Чтобы появился такой документ, достаточно двух сторон: производителя и потребителя. Госстандарт регистрирует эти техусловия, чтобы создать информационную базу документации, по которой производится бензин в нашей стране. Но регистрация в данном случае - это лишь признание факта наличия этих ТУ.

Положительная сторона применения техусловий: все новые технологии чаще всего, попадают сначала в ТУ и лишь через несколько лет, после апробации, могут попасть в государственный стандарт. Но за положительной стороной есть и отрицательная: топливо по ТУ появляется тогда, когда невозможно обеспечить требуемые ГОСТом характеристики или их невозможно получить такими методами. Марки бензинов, которые попадают на рынок через ТУ, по уровню могут быть как выше, так и ниже тех, которые описаны в стандарте. И это правильно. На рынке должно быть разное топливо - разного качества и по соответствующим ценам. Другое дело, что у нас нет ценовой дифференциации и нет нормального рынка. Вы где-нибудь в окошке на заправке видели копию паспорта качества? Но это опять-таки не имеет никакого отношения к государственному стандарту.

За качество отвечают

Если в прошлом номере свой взгляд на проблему некачественного бензина высказывали представители автосервисов, то на этот раз мы дали слово тем, кто бензин производит и продает. К сожалению, не все, к кому мы обращались, согласились прокомментировать тему. Мы встретились с представителями компании "Лукойл-Белоруссия" и концерна "Белнефтехим". Из ИП "Хобарт" (Группа компаний "А-100") пришло письмо следующего содержания:

"Автодилеры в вечной дискуссии "Что хуже: бензин или машина?" - естественно, занимают выгодную им позицию - они лица заинтересованные. Продать свечи, заменить их - за это платит клиент. Кому?!

Мы несколько раз с крупными автодилерами пытались заключить соглашение. Если у клиента жалоба на качество топлива - приглашайте нашего специалиста. Он оценит ситуацию, сделает анализ. Если бензин окажется некачественным - мы берем на себя расходы и по анализу, и по ремонту автомобиля. Если же бензин качественный - мы принимаем извинения в письменном виде, и все расходы (50-60 у.е. за один анализ) несет вторая сторона. Но автодилеры не хотят. Со слезами на глазах меняют свечи, лямбда-зонды и т.д. за счет клиента.

Для чего инженеры придумали Аи-95? Похоже, у представителя "Холпи Авто" на этот вопрос ответа нет. Плохой Аи-95 - заливай Аи-92. Плохой Аи-92 - заливай А-76? А если и 76-й бракованный? Может, автодилерам надо чаще встречаться с руководством АЗС, делать анализы, следовательно, давать рекомендации клиентам? Хотя, в этом случае свечи могут не так быстро уходить со склада запчастей - опять нехорошо..."

Николай КЛЮЧНИКОВ, оператор технологических установок, секция 1000-2000 КУКК (комбинированная установка каталитического крекинга), Мозырьский нефтеперерабатывающий завод:

- В прошлой статье вы разделили нефтеперерабатывающие заводы по сложности технологического процесса на перегонные и конверсионные. Это не совсем правильно. Заводы делятся на 3 категории:

  1. топливные - бензин, керосин, дизтопливо, сжиженные газы, мазут и т.д. (причем вместе с гидроочистками и риформингами, а не только прямогонные;
  2. топливные + нефтехимия - битумы, техническая сера, акрилаты, эфиры и др. химия;
  3. топливные + нефтехимия + масельное производство - самые сложные.

Специально Дмитрию Перлину: 95-й бензин в Мозыре производится вовсе не добавлением присадки в низкооктановый, а нормальным технологическим путем - компаундированием, т.е. смешением прямогонной фракции, бензина каталитического крекинга, бензина каталитического риформинга. А получить высокооктановый бензин, просто добавив присадку в низкооктановый или, тем более, в прямогонный - это что-то из области фантастики. Прямогонный бензин имеет октановое число 55-60. Вопрос: сколько надо залить присадок, чтобы получить 95? Ни один завод такими вещами заниматься не будет. Более того, Мозырьский НПЗ может поставлять на внутренний рынок отличный 98-й бензин, лишь бы его кто-нибудь покупал. На склад никто работать не будет.

Лаборатория Мозырьского НПЗ контролирует все параметры бензина, которые необходимы для соответствия европейским стандартам. Иначе мы бы не получили сертификат ISO 9002 за качество и ISO 14000 за экологичность продукции и процессов ее производства. К слову, варианты ISO 9000 (-1,-2) получили несколько сотен предприятий в Республике Беларусь, а сертификат ISO 14000 - около 40.

Василий КАРПУК, директор комплекса АЗС ИП "Лукойл-Белоруссия":

- Топливо, которое продается на заправках "Лукойл" - только заводское, производства Республики Беларусь. В основном, это бензин Новополоцкого НПЗ. Хотя в последнее время значительную часть мы перерабатываем в Мозыре. Ваша предыдущая статья создает впечатление, что наши заводы плохие. Это неправда. Модернизированные НПЗ в Новополоцке и Мозыре - одни из лучших на всем постсоветском пространстве. Качество нефтепродуктов очень высокое. И вовсе не присадочным методом, а методом крекинга. За те ГОСТы, которые устанавливает государство, мы, конечно, не отвечаем. Нам остается только соблюдать их. Улучшить качество бензина, который приходит с заводов, мы также не можем. Но ведь и нет такой необходимости. Завод выпускает топливо, соответствующее не только белорусским стандартам, но и европейским, поскольку большая его часть уходит на экспорт. Возможно, на Западе стандарты более строгие. Но это говорит о том, что завод выпускает топливо более качественное, чем это необходимо для соответствия нашим, белорусским нормам. Специально перенастраивать оборудование для производства менее качественного топлива на внутренний рынок никто не будет. Половина Европы получает бензин с наших НПЗ. Кстати, за границей тоже есть заправки компании "Лукойл", и там продается точно такой же бензин.

В первую очередь, бензин проходит заводскую систему контроля качества. Затем он поступает к нам на нефтебазу в Колядичи, где качество проверяет наша собственная лаборатория. И если попадется некачественное топливо, оно попросту не будет слито, а отправлено обратно на завод. Для доставки на АЗС мы пользуемся только своими бензовозами. Чистота каждой цистерны проверяется перед загрузкой, на нефтебазе. То же самое касается и резервуаров на заправках и нефтебазах, которые регулярно проходят зачистку. У нас заключены договора с 202-ым Химмотологическим центром горючего Министерства обороны (в Городище) и с Государственным экспертно-криминалистическим центром МВД, и периодически я вожу к ним образцы на проведение полного анализа.

Еду по Москве, читаю надпись на заправке: "продаем качественный бензин". Что, разве он может быть некачественным? Тогда это называется брак, и его нельзя реализовывать. ГОСТ устанавливает самые минимальные требования. Например, октановое число: для бензина Аи-92 - не менее чем 92. Бензин может и должен быть лучше, чем того требует ГОСТ. Но это проблема нефтеперерабатывающих заводов - пускай они сами доказывают качество своего топлива.

Лично я поддерживаю обязательную сертификацию бензинов. Идея правильная. Более того, сертифицировать нужно и все автомобильные масла, не только моторные. В последнее время бензиновой проблемой занялся Госконтроль. Почему? Много несертифицированного и незадекларированного бензина ввозится в Беларусь через границу, минуя акцизы. И какого бензина - присадочного, нестабильного, с повышенным содержанием бензола, который уже через неделю теряет октановое число!

Кстати, не обязательно покупать "левый" бензин в России. Делается проще. На заводе покупают прямогонный или низкооктановый и с помощью присадок делают его кондиционным. Вот это как раз те 13 образцов нестабилизированного бензина, о которых говорится в письме, которое прислали вам из ГЭКЦ МВД. Читаем: изготовлены из бензина А-76 с добавлением того-то и того-то. Возможно, в день анализа "по основным показателям" они соответствовали тем ТУ. Но стоит им полежать пару дней - и вы снова получите 76-й.

Качество может быть потеряно и по другим причинам. Есть много маленьких заправок, у которых нет своих нефтебаз. Они вынуждены хранить топливо где-то на стороне и уже не могут контролировать процесс. Скажем, залили в резервуар 200 тонн 95-го. Какая-то другая фирма добавила еще 200 тонн российского 95-го. Получилась смесь, качество которой почти наверняка снизилось.

В прошлом номере вы рассказывали о людях, которые приезжают на автосервисы и жалуются на плохой бензин. Теперь представьте себе эту картину. Клиент на новой машине приезжает на фирменный сервис, и слесарь на станции делает заключение о том, что бензин плохой. Форменная чепуха! Как автослесарь может определить некачественный бензин? На глаз? По запаху? Ведь это то же самое, что взять бутылку вина и на глаз определить его крепость. Честно говоря, очень хочется кого-то проучить. Я думаю, так и сделаем. Пусть приезжают и жалуются. Сделаем анализ, получим заключение лаборатории, что все соответствует, и возместим расходы за счет таких "экспертов".

Василий СЕДИН, начальник управления нефтепродуктов государственного концерна "Белнефтехим":

- В Республике Беларусь двумя нефтеперерабатывающими заводами в Мозыре и Новополоцке осуществляется производство бензина и дизельного топлива следующих марок:

  • бензин А-76 - ГОСТ 2084-77;
  • бензин А-76, Аи-95 - ТУ 38.401-58-176-96;
  • бензин Аи-92 - ТУ 38.001165-2003;
  • экологически чистое дизельное топливо - ТУ 38.1011348-2003;
  • топливо дизельное зимнее ДЗп с депрессорной присадкой - ТУ 38.101889-00;
  • топливо дизельное - ГОСТ 305-82.

С сентября 2003 года в республике введен новый ГОСТ 31077-2002 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания", который впервые установил показатель объемной доли бензола - не более 5 процентов. Содержание бензола в автобензинах, во-первых, оказывает вредное воздействие на окружающую среду, а, во-вторых, засоряет двигатель автомобиля и сокращает срок его службы. Но в Беларуси недостаточно лабораторий, которые могли бы этот показатель контролировать в полном объеме. И недобросовестные продавцы этим пользовались, закупали некачественные дешевые нефтепродукты за пределами республики или добавляли в бензин А-76 пироконденсат гидростабилизированный и получали бензин Аи-92, Аи-95. Полученный таким образом бензин реализовывался на АЗС, а разница в цене присваивалась.

В ходе проверок Комитетом государственного контроля и концерном "Белнефтехим" качества реализуемых продуктов через АЗС были выявлены образцы с долей бензола от 5 до 15 и даже до 20 процентов. По результатам проверок у нескольких фирм были аннулированы лицензии.

На заводах в Мозыре и Новополоцке, где установлен выходной контроль качества нефтепродуктов, превышение содержания бензола сверх нормы, а также смеси бензина и пироконденсата исключено. Основная масса бензина на АЗС - производства белорусских НПЗ. Сбытовые организации концерна "Белнефтехим": РУП "Производственное объединение "Белоруснефть", шесть областных предприятий по обеспечению нефтепродуктами, два акционерных общества (в Пуховичах и Лиде), два объединения по г. Минску - "Оргнефтехим" и "Минскавтозаправка", - а также фирмы-переработчики СП ЗАО "Славнефть-Старт" и ИП "Лукойл-Белоруссия" получают нефтепродукты с белорусских НПЗ, следовательно, на заправках этих организаций качество бензина соответствует ГОСТу.

На АЗС поступает часть бензина импортного производства. В 2002 году в Беларуси потреблено 952.000 тонн бензина и 1.775.000 тонн дизтоплива. Из них импортного - соответственно 60.000 тонн и 261.000 тонн. Я подчеркиваю, "потреблено", это значит, что в розничную сеть, то есть на заправки, поступило намного меньше. Данные за 2003 год появятся только в августе, но я не думаю, что это соотношение в корне изменится. К сожалению, нет и не может быть статистики по нелегальному топливу. А в приграничных с Россией регионах нелегальный ввоз очень распространен. Бензин ввозится в канистрах и продается "с рук" - в гаражах, на стоянках, на авторынках. Мало того, что нелегалы не платят акцизов, этот бензин - самый настоящий фальсификат, который не соответствует вообще никаким нормам производства нефтепродуктов.

В соответствии с действующим в Республике Беларусь ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" (пункт 1.6), каждая партия нефтепродуктов должна сопровождаться документом о качестве. Первоначально паспорт качества на партию произведенных нефтепродуктов выдает завод. С данным паспортом качества нефтепродукты передаются потребителю. Потребитель принимает нефтепродукты на склад для собственного потребления либо для дальнейшей реализации другим потребителям. При приеме нефтепродуктов на склад и сливе их в резервуар отбирается объединенная проба по ГОСТ 2517-85 и проводится контрольный анализ. Документ о качестве, физико-химические и эксплуатационные показатели регламентированы требованием нормативного документа на каждый конкретный вид нефтепродукта (ГОСТ, ТУ).

В организациях концерна "Белнефтехим" имеются испытательные лаборатории, которые в ближайшее время будут оснащены хроматографами и смогут определять содержание бензола. В настоящее время при проверке работы АЗС мы пользуемся услугами лабораторий заводов ОАО "Нафтан" и ОАО "Мозырьский нефтеперерабатывающий завод", где имеются соответствующие приборы по его определению. За качеством реализуемых нефтепродуктов установлен постоянный контроль, и, я думаю, что на рынке не будет места нерадивым продавцам.

Послесловие

Рынка нефтепродуктов в нашей стране нет. Казалось бы, есть конкуренция, есть разные производители, есть разные поставщики. Но проблема была и остается: у нас, у рядовых потребителей бензина, нет доступа к информации о товаре. Цена везде одна, а товар - разный. Фальсифицированный бензин продается по той же самой цене, как и другой - нормальный, высокотехнологичный заводской. Покупатель имеет право знать, по каким документам и где произведен бензин - по государственному стандарту или по ТУ. И он имеет право выбора.

Бензиновые войны продолжаются?

Владимир ГУРЬЯНОВ

закрыть
Обратный звонок